ИСТОРИЯ СМЕРТЕЛЬНОГО РАВНОДУШИЯ

В последнее время чаще, чем когда-либо, в СМИ и соцсетях стали появляться сообщения из разных регионов страны о смерти женщин в результате насилия в семье.
В народе говорят: «Моя семья — моя крепость». Поэтому так и выходит, что зачастую во внутрь чужой крепости никто не решается заглянуть, и тем более, вмешаться, если в отношении ее обитателей совершается беззаконие.
Государство гарантирует защиту семьи, законы гарантируют защиту членов семьи от четырех видов насилия, которым может быть подвергнут каждый член семьи, будь то мужчина, женщина, ребёнок или пожилой родитель. Однако статистика свидетельствует, что чаще всего от семейного насилия страдают женщины, девушки, девочки и их число растет.
Женщины не находят поддержки внутри семьи, внутри общества и в редких случаях идут за помощью и защитой к государству – в органы правопорядка.

Девушка «без лица»
Практика показывает, что привлечь к ответственности мужчину-агрессора в семье – дело не из легких. А те, кто решился на такой шаг, подвергаются еще большему риску стать жертвой рукоприкладства, а иногда могут и вовсе погибнуть от рук тирана.
Именно так и произошло с 24-летней жительницей Файзабадского района Тахминой Курбонзода. Тахмина была самой старшей дочерью в своей семье, трое ее братьев и младшая сестра все еще учатся в школе.
Как-то в детстве Тахмина самостоятельно вырвала себе зуб, что привело к абсцессу десны и других частей лица. Девочка перенесла несколько операций, которые изувечили ее лицо, требовалась повторная операция, уже пластическая, которая бы позволила Тахмине вновь стать привлекательной. Однако ее семья погрузилась в большие долги за операции и по сей день, по словам отца Тахмины, они не выплатили банковский кредит, взятый на лечение.
Тахмина надела на лицо маску, в наше время этим никого не удивишь, однако для молодой женщины в то время маска стала и спасением от любопытных взглядов и возможностью не видеть свое изуродованное лицо. Но вопрос стоял не только о возвращении былой красоты – Тахмина не могла есть твердую пищу, ей приходилось размачивать хлеб или печенье до кашицы, так как жевать было очень больно. Она никогда не снимала маску, ее лица не видел никто, кроме родителей. Но это никоим образом не сломило ее открытый и дружелюбный характер.


Призрачное счастье
По словам родителей Тахмины, когда будущий муж – Зоиров А. пришел свататься, он им сказал, что разведен с первой женой, и лишь после свадьбы они узнали, что он их обманывал и жил на две семьи. Ничего с этим Тахмина не могла поделать, так как ждала уже ребенка.
В первый же год семейной жизни у молодых начались проблемы, муж стал избивать ее, обвиняя в измене. Его не останавливала даже беременность жены и ее «инвалидность».
«Мама, за что он меня бьет? Я все оплачиваю сама – расходы на еду и одежду, я содержу нашего сына, плачу за квартиру» — жаловалась Тахмина матери. Муж говорил ей: «Уж слишком ты шустрая, люди смотрят на тебя».
— Когда она ушла от мужа, то два дня лежала и не могла встать после нанесенных им побоев. Но на третий день встала и пошла собирать грибы и продавать их. Она не могла сидеть без дела. В тот сезон она продала 100 кг, — рассказывает Бахри, мама Тахмины.
Несколько раз она обращалась в милицию, но в отношении супруга ничего не предпринимали. По словам отца Тахмины, в районе все знают, что он является внештатным сотрудником милиции, поэтому его всегда покрывали. Чувство безнаказанности развязывало ему руки.
— Однажды он пришел вместе с двумя друзьями, чтобы забрать Тахмину, — рассказывает ее отец. — Когда я заступился за дочь, они меня избили. Я пошел в милицию, но там вместо того, чтобы предпринять меры, стали угрожать мне уголовным делом за то, что я избил одного из них. То есть, можно вторгаться в мой дом, избивать меня и угрожать моим родным, но я не должен защищаться при этом.
— Я как-то пришла к ним домой, — рассказывает мать Тахмины, — а у нее даже куска лепешки не было, чтобы она положила его в колыбель ребенка (по поверьям, хлеб кладется у изголовья ребенка, чтобы охранять его сон и отпугнуть злых духов, — прим. автора). Она собрала крошки хлеба и положила их возле ребенка. Ради сохранения семьи она все терпела. Но когда он уже стал жестоко ее избивать, она не выдержала и ушла. Оказывается, больше всего он бил ее по голове, у нее в таких случаях долго кровил нос.


Государство как последняя надежда

После очередного избиения 28 октября 2020 года Тахмина вместе с мамой пошли в Файзабадский отдел милиции, где их приняли только после скандала и просьб. Тахмину опросили и отправили фиксировать побои в город Вахдат. Будучи в состоянии физического и психологического стресса, она тем не менее поехала в город, отстояла очередь, оплатила требуемую сумму, и уже на второй день заключение судмедэкспертизы о фиксации телесных повреждений лежало на столе участкового инспектора милиции. Со слов мамы, Тахмина была беременна, но из-за избиений ребенок погиб в утробе.
Участковый в течение 10 дней подготавливал административные материалы, и затем передал это дело в суд, где оно находилось еще 23 дня.
За это время 3-го ноября этого же года Тахмина опять пришла в отдел милиции, но на этот раз со своим работодателем — хозяином точки питания, где она работала. Они сообщили участковому, что Зоиров А. продолжает вершить насилие в отношении Тахмины, постоянно оскорбляя ее и унижая при посетителях самбусочной, где она работала. Вслед за ними в кабинет участкового вошел сам агрессор, устроил скандал и обозвал сотрудника милиции нецензурными словами, о чем оскорбленный милиционер незамедлительно составил протокол об административном нарушении по ст. 460 КоАП РТ (мелкое хулиганство).
Однако руководители отдела не спешили отправлять материалы в суд, и лишь после того, как утверждают некоторые свидетели, как участковый инспектор поставил ультиматум, что он «не будет работать в условиях, когда «всякие уголовники и алкоголики могут позволить себе оскорблять его и честь мундира, а руководство будет их защищать», административное дело в отношении Зоиров А. было отправлено в суд, который сразу же вынес постановление о 10 сутках административного ареста. Озлобленный за это на Тахмину, Зоиров А. при свидетелях не раз угрожал убить ее.
Суд по первой жалобе Тахмины состоялся только после отбытия Зоировым А. административного ареста, при этом сама Тахмина отсутствовала. Судья, с учетом смягчающих обстоятельств – наличия малолетних детей, назначил Зоирову А. наказание в виде штрафа в размере 5 расчетных показателей -290 сомони.
Тахмина была вынуждена уйти с работы. Ее отец, продав одну из своих коров, отдал деньги дочке, чтобы она занялась мелким бизнесом: она покупала одежду на рынке «Корвон» в Душанбе и перепродавала в районе и в ближайших к нему кишлаках.
12-го декабря Зоиров А. обманным путем заманил ее на встречу в комнату, которую они снимали. Она оставила свои сумки с товаром в одном из магазинов района и отправилась к нему на встречу. По словам Зоирова якобы «они помирились и вышли погулять в сторону ближайших холмов», где он столкнул ее вниз, а затем спустился сам и, сняв с ее головы платок, задушил её, так как она была еще жива после падения. Он отправился за лопатой к одному из ближайших домов, но второпях не успел закопать тело жены поглубже, а ночью сильные файзабадские ветра оголили поверхность захоронения, и на следующий день тело обнаружил пастух, который сообщил о страшной находке в милицию.
Зоиров А. задержали, когда он на следующий день после убийства сам пришел в милицию для того, чтобы заявить об исчезновении жены. К этому времени сотрудники милиции знали уже и о трупе, «вспомнили» и угрозы.
— Моя дочь ходила в милицию и говорила о том, что он угрожает убить ее, просила принять меры. Но меры не приняли. И когда узнали о трупе женщины, сразу же поняли, о ком речь. Я сам несколько раз обращался в милицию, но они всегда его покрывали, — рассказывает отец Тахмины.

Преступное действие и бездействие. Говорят юристы.
Ситуацию прокомментировали в Общественной организации «Право и процветание», которая представила услуги адвоката семье Тахмины.
Когда Тахмина поняла, что уход от мужа не прекратит насилие, и более того, Зоиров А. начал преследовать ее на рабочем месте, а также избил ее отца, она стала искать защиты у государства в лице местного отдела внутренних дел.
Мы знаем о двух обращениях Тахмины, одно из которых датируется 28.10.2020, а второе 03.11.2020, когда она пришла уже вместе со своим работодателем, который также подтвердил факт насилия.
Суд принял во внимание смягчающие обстоятельства, хотя сам Зоиров А. признавался, что избил жену в состоянии алкогольного опьянения, а это уже отягчающее обстоятельство, а при наличии отягчающих обстоятельств, смягчающие обстоятельства не учитываются.
Закон “О милиции” гласит, что «Милиция обязана предупреждать преступления и другие правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений, принимать меры к их устранению, осуществлять индивидуальную профилактическую работу с правонарушителями, участвовать в правовом воспитании граждан; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и других правонарушениях, а также о лицах, их совершивших и принимать предусмотренные законом необходимые меры».
Закон РТ “О предупреждении насилия в семье” предусматривает такую меру, как защитное предписание — документ, выдаваемый органами внутренних дел лицу, совершившему насилие в семье, или лицу, угрожающему его применением; Но ОМВД Файзабадского района, пренебрегая всеми законными основаниями, не вынес защитного предписания лицу, совершившему насилие – Зоирову А. не принял меры по физической защите Тахмины.

Важно также отметить, что рассмотрение жалобы Тахмины в милиции и суде о побоях со стороны супруга длилось более месяца. К тому же ни суд, ни правоохранительные органы никак не отреагировали на факт двоеженства. Зоиров А., а также обе его супруги подтвердили (объяснение было взято еще в ноябре, когда Тахмина была жива), что он действительно жил с двумя женщинами одновременно и обеспечивал их одинаково материально. Обе его супруги родили детей в один день — 01.02.2020 года. Это правонарушение осталось без наказания, хотя статья 170 УК РТ предусматривает уголовную ответственность за «двоеженство или многоженство, то есть проживание с двумя и более женщинами и ведением общего хозяйства».

Воспользовавшись именно халатностью и беспечностью милиции, обвиняемый Зоиров А. продолжал жестоко обращаться с Тахминой, что в результате привело к ее убийству.

Послесловие …
Приговором Верховного суда РТ З. А. признан виновным и осужден на 28 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
Суд не стал анализировать обстоятельства, которые привели к убийству молодой женщины, более того жалобу адвоката о бездействии органов внутренних дел района Файзабад счел не относящейся к делу. Ведь все доказательства убийства были очевидны, и убийца осужден, что еще нужно?
Но родители Тахмины в случившемся винят, в первую очередь, сотрудников милиции, с попустительства которых Зоиров А. постоянно избивал, и затем в итоге убил их дочь.
— Когда я пошла в отдел и сказала, что это они виноваты в смерти моей дочери, потому что не приняли каких-либо мер, ведь даже в стенах отдела муж угрожал убить ее, но они это игнорировали, а они сказали: «Мы же его тогда закрыли, он получил свое, а в тюрьме еще получит…». Но Тахмина же потом тоже к ним обращалась, много раз, просила помочь, но они ей не помогли, а ведь могли. Но мою дочь уже не вернешь, — говорит Бахри, мама Тахмины.
Родители Тахмины написали заявление в Генеральную прокуратуру, другие инстанции, подали повторное заявление, когда первая жалоба «легла на дно».
В конце концов им пришел ответ из прокуратуры Файзабадского района, в котором говорится о том, что за проявление безответственности к должностным обязанностям, слабую деятельность по предотвращению совершения преступления и допущение нарушения законов начальнику ОМВД района Файзабад отправлено представление о привлечении к дисциплинарной ответственности уполномоченных сотрудников, допустивших недостатки (заместитель начальника ОМВД района Файзабад, подполковник милиции Хусейнзода Б., начальник ОРП ОМВД района Файзабад подполковник милиции Курбонов Д.М., старший оперативный уполномоченный ОРП ОМВД района Файзабад, старший лейтенант милиции Сангов Дж.М., оперативный уполномоченный ОРП ОМВД района Файзабад старший лейтенант милиции Каримов Ш., оперативный уполномоченный ОРП ОМВД района Файзабад старший лейтенант милиции Каримов М., участковый инспектор ОМВД района Файзабад, старший лейтенант милиции Мухаббатов М.).
Как указывается в ответе прокуратуры, по результатам рассмотрения направленного представления, все указанные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности, руководством МВД РТ по отношению к ним была осуществлена дисциплинарная ответственность в виде замечания и выговора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *